Терпение болезни – советы святых
«Господи, за все благодарю Тебя, и за немощи и болезни. Благодарю Тебя, что они сносны и терпимы», — записал в дневнике святой праведный Иоанн Кронштадтский.
О доверии к Господу писал и прп. Амвросий Оптинский: «Должно быть, Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает кому здоровье, а кому нездоровье. За всё же слава и благодарение Милосердому Господу, Который… если и наказывает нас, то с пощажением».
Священник Александр Ельчанинов замечает: «Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными. Иногда, впрочем, бывает и наоборот: человек под влиянием несчастий как-то грубеет. И это ясно отчего: человек жадно кидается на жизнь, на счастье, ставит его выше всего, выше Церкви, Бога, любви к Христу, и обрушившееся несчастие застает его врасплох, озлобляет, огрубляет его».
«В тот момент, когда человек с благодарностью примет от Бога посланные ему страдания, он сразу войдет из них в такой мир и счастье, что всем кругом него станет светло и радостно. Лишь бы пожелать этого — и Бог пошлет» (свящ. Александр Ельчанинов).
«Ныне же будешь со Мною в раю», — обещал Спаситель, и преддверие рая мы можем ощутить уже здесь. Особенно печально бывает видеть страдания человека неверующего или сомневающегося в вере.
В одном из писем к больному, смущенному неверием и сомнением, прп. Макарий Оптинский пишет: «Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав, и болезнь умножает».
В «Древнем патерике» приводятся слова одного старца. «Старец говорил о бедном Лазаре: не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он, и только одно находим в нем, то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости, но с благодарностию переносил болезнь свою, и посему Бог принял его». То есть Лазарь одним терпением болезни стяжал Царство Небесное.
Уныние же мешает как действию благодати Божией, так и действию лекарств. В этом согласны и святые отцы, и медики.