О болезни и немощи тела

Поучения святыхСвятые отцы: О болезни и немощи тела

Прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его». Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа про нашу более страшную беду— поражение грехом нашей души. Отсюда для излечения болезни нужно прежде всего покаяние.

Лечение всякой болезни прежде всего — в отречении от греха, живущего в человеке, в Таинствах Исповеди и Причастия, в просветлении и очищении души от порчи и ржавчины, которые через дух разложили тело. Лучшая гигиена совпадает с гигиеной духа, и предупредить болезнь тела можно, заботясь о гармонии и целости души.

Однако болезнь и немощь — удел не только больших грешников. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи», и апостол Павел говорит о себе: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 9 — 10).

Святые и праведники благодушно терпели и переносили свои немощи и болезни.

Вот что про болезни пишет о. Александр Ельчанинов: «Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение. Больного прп. Серафима посетила Матерь Божия, и нас, если мы смиренно переносим болезни, посещают высшие силы… Болезнь — самое благоприятное время для возвращения своего сердца к Богу… Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными». Учитывая эту пользу душе от болезней, Оптинские старцы рекомендовали многим «подлечиваться», а не лечиться, т. е. искать лишь восстановления трудоспособности, но не совершенного избавления от болезней.

«Велика очищающая сила страданий и смысл их, — пишет в своем дневнике о. Александр Ельчанинов. — Духовный наш рост зависит главным образом от того, как мы переносим страдания. Мужество перед ними, готовность на них — вот знак “правильной” души. Но не надо искать их и выдумывать».

Сами по себе болезни и страдания — это еще не духовный рост. Их нужно лечить. «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой», — учит прп. Нил Синайский. Не отвергая ни в коем случае врачебного искусства, необходимо помнить, что первое действие в болезни — призывание на помощь Господа. Пусть сначала придет Господь, а за ним врач. Для многих верующих такой порядок естествен. Но разве не случается, что и церковные люди обращаются к Богу только после того, как убедятся в недостаточном искусстве врача или в бессилии лекарства? Следует всегда помнить, что самым важным является во всех случаях смиренное упование на прощение грехов и милосердие Божие.

Однако, как и в любом деле, здесь нужна рассудительность. Нежелание искать помощи у врачей (в подражание великим святым) также может быть погрещительно для христианина. Примером этому может служить случай с одной духовной дочерью известного московского пастыря о. Валентина Амфитеатрова. Она сильно болела глазами, но не хотела лечиться и настойчиво просила о. Валентина, чтобы тот исцелил ее глаза своею молитвою. Видя в этом желании чудесного исцеления отсутствие смирения и проявление гордости, о. Валентин отказался молиться за нее и предложил ей обратиться к врачам, т. е. идти тем путем, каким идут все люди. Старец прп. Нектарий Оптинский указывал, что в исповедальной книжке есть вопрос «не пренебрегаешь ли ты лечением?» — и добавлял: «И доктора от Бога, и лекарства тоже».

Н. Е. Пестов. «Путь к совершенной радости»

 

Об авторе администратор Сергий

Сын священника. Отец четверых детей.
Запись опубликована в рубрике Церковь и здоровье. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Comment Spam Protection by WP-SpamFree