Святые отцы об исцелении от мощей
Отцы Церкви много писали о почитании мощей святых и помощи, подаваемой от них — останков тел, храмов Святого Духа. В V веке преподобный Исидор Пелусиот писал сомневающимся: спроси «у тех, которые получили от мощей исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».
Святитель Григорий Богослов в IV веке указывал, что тела мучеников совершают все то, что совершали они сами при жизни: «Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и все, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела».
Святитель Иоанн Златоуст в том же IV веке говорил, что мощи напоминают о подвигах святых и их вид должен призывать верующих,к подражанию: «Милосердный Бог, дарующий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с другими путями открыл и тот путь, который может привлекать нас к добродетели, — оставляя нам между прочим мощи святых; ибо гробницы святых возбуждают к подражанию тех, которые на них взирают».
В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин в своем догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» так обосновал почитание мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается!»
По учению Церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи.